Ряховская Ольга Викторовна, воспитатель

Родительский всеобуч: «Личный пример взрослого в воспитании культурного поведения детей»

Цель:повышать компетентность родителей в вопросах  культурного поведения и этики общения детей дошкольного возраста. 

Задачи:

формировать у родителей представления о воспитании культурного поведения и этики общения у детей дошкольного  возраста;

повысить педагогическую компетентность родителей в  воспитании у детей дошкольного возраста  культуры поведения и этики общения.

Участники: воспитатели, родители.

Ход мероприятия

 

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним  разговариваете.
Вы воспитываете его в каждый момент его жизни".
 А.С.Макаренко

Уважаемые родители! Сегодня наш разговор о  вопросе культурного поведения и этики общения детей дошкольного возраста. Прежде чем перейти к разговору. Представит слово психологу Руфине Рафаиловне проводится игра «Что можно и что нельзя делать в детстве». (родители высказывают свое мнение, затем смотрят ответы детей на эти же вопросы).

Слово предоставляется воспитателю Малышевой Наталье Алексеевне, она рассмотрит вместе с нами вопрос  о личном примере взрослых в воспитании культурного поведения детей.

 

Слайд 1

Родительский всеобуч «Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей»

Слайд 2

Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому с раннего детства следует формировать у детей культуру поведения.

Слайд 3

Понятие «культура поведения дошкольника» Культуру поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Слайд 4

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки . Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений . Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам, проявлять интерес к выполняемой работе, понимать ее цель и общественный смысл; проявлять волевые усилия в достижении требуемого результата.

Слайд 5

Не только педагог в детском саду, но и родители должны руководить деятельностью детей дома. Если ребенок не слушается, нарушает установленную взрослыми дисциплину , то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата , а также личный пример родителей.

Слайд 6

В чем выражается личный пример родителей? Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику. Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне.

Слайд 7

Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами их всегда аккуратно складывайте. Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

Слайд 8

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности к окружающим, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Слайд 9

Важную роль в формировании культуры общения играют родители . Родители должны, в первую очередь, поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, наверно, в детском саду услышал?!».

Слайд 10

Культурно - гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам . Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Слайд 11

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

Слайд 12

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие правила культуры деятельности: Не сиди без дела. Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Доводи начатое дело до конца. Выполняй работу только хорошо. Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке. Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

Слайд 13

Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств . Воспитание культурного поведения имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Слайд 14

Уважаемые родители! Вам предлагаются стихи, игры, художественная литература, которые помогут Вашему ребёнку подружиться с этикетом. «Что такое ЭТИКЕТ ?» Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться, со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет ( А. Усачёв) «Приветствия» Для прощания и встречи Много есть различных слов: "Добрый день!" и "Добрый вечер!", "До свиданья!", "Будь здоров!", "Я вас рада видеть очень", "Мы не виделись сто лет", Как дела?", "Спокойной ночи", "Всем пока", "Прощай", "Привет", "Буду рад вас видеть снова", "Не прощаюсь!", "До утра!", "Всем удачи!", "Будь здорова!" И "Ни пуха, ни пера!". (А. Усачёв)

Слайд 15 (игра вместе с родителями)

Игра «Волшебные слова » Растает ледяная глыба, от слова теплого… ( спасибо ). Зазеленеет старый пень, когда услышит… ( добрый день ).

 Если больше есть не в силах, скажем маме мы… ( спасибо ).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь …( здравствуйте ).

 Когда бранят за шалости, говорят …( прости, пожалуйста ).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… ( здоровья ).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят… ( до свидания ).

Слайд 16

Игра «Назови привычку» Мыть руки перед едой – это полезная привычка. Чистить зубы перед сном – это полезная привычка Пользоваться носовым платком – это полезная привычка. Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка. Грызть ногти – это вредная привычка. Стричь ногти – это полезная привычка

Слайд 17

Художественная литература для чтения: В . Осеева «Волшебное слово» Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» С. Мирошниченко « Случай в городе едоков» Сказка «Всякий человек в труде познается » С. Маршак «Песенка о вежливости». Алдонина «Что такое здравствуй» О. Дриз «Добрые слова»

 

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

СЦЕНКА «Дочь. Мама. Бабушка».

Прослушивание аудиозаписи детей на тему:  «Культура общения»

Слайд 18

УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ ТРУДЕ - ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА!

 

6 февраля 2023 в 20:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.