Ряховская Ольга Викторовна, воспитатель
Родительский всеобуч: «Здоровье ребенка и компьютер: вред и польза умной машины»
Цель: просвещениеродителей по теме «Здоровье ребенка и компьютер: вред и польза умной машины». Вопросы дляобсуждения: Стоит ли противостоять желаниямребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать общение ребёнка с компьютеромбезопасным и полезным? Компьютерныеигры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот? Ход родительского всеобуча I. Мотивация кдеятельности. Тренинг. Родители рассаживаются по кругулицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик,высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первыйвопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передаютпротив часовой стрелки и т.д. Вопросы. 1) Чемявляется компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни,связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использованиякомпьютера.
2) Такли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?
Еще недавно компьютеры былискорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не «предметом первойнеобходимости». Дети , у которых естьдома компьютер, играют на нём ежедневно, многие - могут начать игру даже не позавтракав.При определении рейтинга использования свободного времени на 1 место дети поставили компьютер и телевизор, исключивпри этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуемпроанализировать все «за» и «против» в этом вопросе.
Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка назрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждыйиз них по порядку. Нагрузка на зрение Это первый и самый главныйфактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникаютголовная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго,то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остротызрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения ивремя работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основнойпричиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играютнаследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке деланагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. 1.Ребёнок младшего школьноговозраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чегонеобходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезнымбудет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. 2.Если у малыша проблемы со зрением,то садиться за монитор ему можно только в очках. 3. Ни в коем случае не разрешайтеребёнку работать за компьютером в темноте. 4. Расположите дисплей так, чтобысвет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобырасстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Стеснённая поза
Вторым по вредности фактором,влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок долженсмотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки наклавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенноеположение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютергораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-застесненной позы возникает следующие нарушения. 1.Заболевания суставов кистейрук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелкихдвижений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хроническиезаболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку иликольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук. 2. Затрудненное дыхание. Этосамый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободнодвигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля ииным явлениям. 3. Остеохондроз. При длительномсидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечнойсистемы, а иногда искривление позвоночника Проследите, чтобыкисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке.Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И,конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютернымииграми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Неразрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычкаможет остаться на всю жизнь. Психическая нагрузка Третий по важности фактор –нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности,чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которогопрактически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе(повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимоследить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятиястатическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточнобезопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторскоготекста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере:здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягаязрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экранатекста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец,настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скоростиизображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организмапосле таких длительных игр снять очень нелегко. И все же можно психическуюнагрузку уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы. Во-вторых,следует внимательно следить за содержательной стороной игр.
Излучение Изначально все родители боятсярадиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современныхмониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, чтоназывается радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Внём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучаетсистемный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль нескапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что наэлектроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряженияв сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплеяи лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромныхскоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают накомпьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижатьколичество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшегоиз-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицовлажной салфеткой.
Кроме вышеперечисленных вредныхфакторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее времяпоявились термины «синдром компьютерного стресса» и «компьютерная зависимость». Что же это такое? Синдром компьютерного стресса. Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения,головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы вобщении. Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы иправила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делатьвлажную уборку. Методики снятия стресса. 1) - посмотритев окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой. - переключите внимание на воспоминаниео приятном. - больше общайтесь с природой. - физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение. - настой лекарственных растений:валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку однойиз трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым – 0,5стакана 2 раза в день, детям стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложкумеда)
2) Шиацу –разрядка по-японски (точечный массаж) Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшейточкой надбровных дуг, у основания ушей. Массаж стопы – перед сном. Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока +сырой желток + немного сахара,размешать, выпить. Антистрессовый напиток Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотыхлесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкимиглотками.
Компьютерная зависимость Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мырадуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многимродителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидятдома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информациючерпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не толькостановится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоциональнозаменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенокпроводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическуюзависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Первые признакиразвития зависимости у ребенка: - Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
Как противостоять? Постоянно интересуйтесьнастроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь)о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейныеэкскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизниполучать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная,интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытыватьагрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможностьобщаться со сверстниками. Если родители не всегда имеютвозможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком,можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времениработы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписаниеработы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение,запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет. Многие родители, а особеннобабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить – ивсё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечегоделать!» Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошегои достойного сделать не удалось. «На человека можно воздействовать только внушением».Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированнуюличность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут.Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезноерусло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневнойжизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерныеигры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современныйкомпьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способнымочень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ имудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играетвсё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование ихпсихофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работына компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнкумир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковыправила и продолжительность этих игр? Аркадные игры: Эти игры отличаются простым и понятным управлением.Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по веревкам,стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигаетсяс помощью курсорных клавиш. Еще одна или две клавиши используются для стрельбыи прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения всложной обстановке.
Логические игры: Это головоломки. В таких играх не надо никудаспешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки поскладыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играхиспользуются лабиринты. Логические игры развивают мышление, сообразительность инаходчивость. В них играют с помощью мыши.
Аркадно-логические игры: Примером такой игры является всемизвестный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходитсябыстро. Такие игры развивают сообразительность и скорость реакции.
Активные игры: Это боевики, связанные со стрельбой, засадами ипогонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтомушкольники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую рольимеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, чтоможно играть не только против компьютера, но и против партнера.
Деловые игры: Эти игры помогают почувствовать себя специалистом вкакой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером,архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом,больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры. Чтобы разобраться, как в нихиграть приходиться читать специальные книги. Такие игры длятся обычно несколько часов. Управляюткомпьютером в деловых играх с помощью мыши, как и в стратегические игры, в нихохотно играют старшеклассники и взрослые. Деловые игры очень полезны. Они помогают познакомиться синтересными профессиями.
Квесты: Так называют очень красивые и интересные игры, в которыхгерой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала. Главная задача - пройтиигру до конца. Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройтиза несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разныедействия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны наанглийском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играминесложное и выполняется с помощью мыши.
Ролевые игры: Это очень длинные и неторопливые игры. В одну игруможно играть много месяцев. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету.Играющий управляет небольшим отрядом героев, с которыми путешествует понеисследованным землям. Ему приходится одевать, обувать, кормить, поить,вооружать, обучать, воспитывать и лечить своих героев. В этих играх многозамков, подземелий, в которых проживают страшные чудовища. В ролевых играхпротивников называют "монстрами". Управляют ролевыми играми с помощью мыши или клавиатуры.
Полезные стороны игр: компьютерные игрыразвивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развиваетзнание иностранных языков, знание компьютера и т.д. Отрицательные стороныигр: психические расстройства,ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшениефизической, учебной подготовки.
Итоговыерекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитанияи развития младшего школьника: - Прежде всего, выбирайтежанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детямлучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические. - Разрешайте дольше играть вигры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнокпроявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализируетсложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержитэлементы исследования. - Продолжительность игрывыбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм ипродолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, тоигра не должна быть продолжительной. - Не прерывайте игру ребёнкадо завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешновыполненного дела. - Постарайтесь, чтобыребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзяиграть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых,физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Что же такое компьютерныепрограммы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки? В работах Л.А. Венгера,посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научноеобоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальномуросту ребенка. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книги сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадаяв компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но иотличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок могпредставить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получилобобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. 1чудо:Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления какобобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинаютформироваться с 6-7 лет. Одна из важнейших функцийкомпьютерных игр - обучающая. В этихиграх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это нереальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. 2чудо: Таким образом, удетей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания,то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, икартинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которыеявляются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. "Знаковаяфункция сознания" лежит в основе самой возможности мыслить без опоры навнешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорятизвестные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению"про себя". Компьютерные игры дают возможность облегчить процессперехода психического действия из внешнего плана во внутренний. 3 чудо: Не только психологи, но и родители, ивоспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этихзанятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствуетзаконам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже,А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у детей нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания сраннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают толькояркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимымпомощником является компьютер. 4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемогоматериала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его болееосмысленным и долговременным. 5чудо: Компьютерные игры имеют большое значение не только дляразвития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее дляформирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительногои моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до сложных,детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, чторазвивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетатьс видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительныхспециальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Не опасайтесь отрицательноговлияния компьютера на ребёнка. При разумномподходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-такинеоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-топереустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести своитворческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может,станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской.Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними егодостижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а неврагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровеньзнаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети,разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
В родительский дневник.
Важно:
6 февраля 2023 в 20:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.